«Духколесные» ДТП. Анализ прошлогодней статистики

Проанализировав прошлогоднюю статистику с участием двухколесных транспортных средств, порадоваться можно только одному. Тенденция снижения количества аварий, наблюдаемая в течении вот уже четырех лет, сохраняется. По сравнению с прошлым годом наблюдается снижение на 8,6%.  Тем не менее зафиксировано было около 17 000 аварий, что очень немало.

Треть всех аварий приходятся на скутеры и мопеды (порядка 6 500). В остальных 10 000 аварий приняли участие мотоциклисты. На 11,5% сократилось число пострадавших: погибших — на 11,5% (1509 человек), раненых — на 8,4% (19581).

Вполне вероятно, нагрянувший кризис, имеет не только отрицательные моменты. Наверняка, кому-то пришлось отказаться от покупки мотоцикла, а чей-то байк больше обычного провел в гараже из-за экономии хозяином денег на дорожающий бензин и расходники.

Количество аварий в регионах также снизилось. Чего, увы, не скажешь о столице. Московские байкеры подняли кривую статистики на 16% (648 случаев). А вот столичные водители автомобилей снизили количество аварий на 8,1% — меньше 8 900 случаев.

Что касается «хит-парада» областей по аварийности, то прошлогодние лидеры расположились в таком порядке:

5-ое место: Ростовская обл. – 328 (-13%) (погибло/ранено –39/399);

4-ое место: Свердловская обл. – 346 (-7%) (42/442);

В тройку лидеров попал Краснодарский край – 346 (-15,2%) (48/426);

Серебряная медаль по праву принадлежит Красноярскому краю – 388 (-2%) (40/465);

А пальму первенства, безусловно, удерживает Московская обл. (без Москвы) – 535 случаев (-8,5%) (77/612).

Допускаем, что скутеристы в Москве взялись за ум или потому, что ГИБДД взялось за них всерьез (прошлогодний беспрецедентный рост аварий с участием мопедов не мог остаться без внимания), но количество таких ДТП уменьшилось на 12,1% (392 случая). По соотношению мото и скутерных аварий поразил Питер: последних тут произошло более чем в два с половиной раза больше: 90 мотоциклетных и 235 мопедных.

В Краснодарском крае тоже разница в два раза, но уже другой порядок цифр: 346 и 677 соответственно! Конечно, ведь летом только ленивый не брал в прокате скутер, на который по-прежнему не нужно ни водительское удостоверение, ни владение особыми навыками управления, чтобы поколесить по коварным горным серпантинам.
Виновниками аварий чаще признавали водителей на двух колесах. Половина всех «мотоДТП» – на совести мотоциклистов (более 8 тысяч (-13%)), треть – скутеристов (почти 5 тысяч (-2,4%). Более тысячи человек погибло, 15 тысяч ранены.
Среди мотоциклистов нарушения распределились следующим образом. Примерно в 6,5 тысячах случаев (-13,5%) у водителя не было прав на управление аппаратом. А это больше трети всех мотоаварий! Такие ДТП унесли жизни более семисот человек (больше половины всех смертей — соотношение красноречиво), около 8 тысяч получили ранения. В 3,5 тысячах случаев (-11,3%) – превысили установленную скорость. Неудивительно – на мотоциклах медленно не ездят. Но это лишило жизней более трехсот человек, ранены почти 4 тысячи. А почти в каждом третьем случае (2584, +3,4%) мотоциклист был без шлема. И в этих ДТП погибли 376 человек (+17,9%!) – среди них и сами водители мото, и их пассажиры; ранены 3115. Хрупок человек! Столько твердим о спасительных свойствах экипировки, но народ упорно хочет учиться на своих ошибках. Но сколько уже не смогут позволить себе такую роскошь…

Также, несмотря на ужесточение ответственности за вождение «под градусом», многие позволяют себе сесть за руль в нетрезвом виде – 1317 случаев (-14,3%; погибло/ранено – 124/1631). И еще в тысяче случаях байкеры не соблюли очередность проезда (-9,6%; 77/1220).

Как бы там ни было, хочется верить в продолжение наметившейся тенденции спада аварий на дорогах как с участием мотоциклистов, так и вообще. Однако, прежде всего, это зависит от самих участников дорожного движения, от их вежливости, внимательности и профессионализма.