Аккумуляторы в вопросах и ответах

    Рассмотрим технические моменты по обслуживанию и эксплуатации аккумуляторных батарей для мототехники. Причем, сделаем это не форме инструкции, а форме ответов на наиболее часто задаваемые вопросы. Также постараемся дать определения некоторым терминам и расшифровать условные обозначения.

Что значит характеристика A/h?

В Ампер-часах указывается емкость аккумуляторной батареи. Это ее основная характеристика. К примеру, если разряжать аккумулятор током, равным 1/20 его емкости (при 12 Ампер-часах ток составит 0,6А), то АКБ разрядится до 10,5 В за 20 часов. Традиционно выбрана именно данная методика. При разряде током силой в 1А аккумулятор емкостью 12 А-ч разрядится за 10 часов, а при разряде уже в 12 А — всего лишь за 35 минут. Так что, как ты наверное заметил, зависимость здесь нелинейная.

Могу ли я использовать автомобильное зарядное устройство для зарядки мотоциклетного аккумулятора?

Можешь. Правда, если их емкость различается не очень значительно. Например, если на твоем байке стоит аккумулятор емкостью около 40-50 А-ч. Или же если в твоем зарядном устройстве предусмотрена возможность регулировки силы тока заряда. Помни: оптимальный ток заряда составляет 10% от номинальной емкости батареи.

Почему необходимо поддерживать необходимый уровень электролита?

В современных гелевых аккумуляторах электролит уже не используется, так что у счастливых владельцев данного вида АКБ по крайней мере одной заботой меньше. Если же в твоем аппарате используется кислотно-свинцовая батарея, то учти что в процессе эксплуатации вода из электролита (состоящего, кстати из разбавленной водой серной кислоты) испаряется, что как следствие вызывает повышение концентрации серной кислоты. Она, в свою очередь, способна разъедать внутренние элементы аккумулятора. А это явление вызывает выпадение осадка. Который, в конечном итоге, может привести к замыканию аккумулятора.

Что делать, если в аккумуляторе понизился уровень электролита?

Просто добавь воды! Естественно, исключительно дистиллированной. Вода немного испаряется в процессе эксплуатации. Не доливай электролит! Плотность электролита проверяется специальным прибором — ареометром. Данную операцию выполняй в полном соответствии в инструкцией, прилагаемой к аккумулятору.

Почему при зарядке аккумулятор шумит?

Потому что в процессе зарядки образуется химическая реакция, во время которой электролит вступает в реакцию со свинцовыми пластинами. В результате этого образуется слабое газообразование. Это и есть тот самый шум, который ты слышишь.

Как проверить, полностью ли заряжен аккумулятор?

Напряжение на полностью заряженной АКБ должно составлять не менее 12,8 В. Напряжение 12,5 В говорит о том, что батарея в полуразряженном состоянии.

Установил на мотоцикл новый аккумулятор, но каждый раз после зарядки он быстро разряжается. В чем причина?

Причин может быть несколько. Рассмотрим наиболее распространенные:

  • сигнализация, оставленная включенной на длительное время или находящаяся в неисправном состоянии;
  • неисправное реле зарядки. Это приводит к тому, что во время поездки генератор просто не заряжает аккумулятор. Чтобы проверить его работоспособность, включи фару и увеличь обороты двигателя. Яркость ее при этом должна увеличиться. Если же, наоборот, уменьшилась, скорее всего, тебе придется заменить реле.
  • неисправный генератор. Чтобы проверить его состояние, просто измерь напряжение на аккумуляторе при работающем генераторе и реле-регуляторе. Оно должно составлять 13,6 В.

Что необходимо знать  о зарядке и разрядке аккумулятора?

Если напряжение на аккумуляторе 12,0 В — это еще ничего страшного. Просто поскорей заряди его. Но имей ввиду — глубокие разряды крайне вредны для батареи и сокращают ее срок службы. Если же напряжение ниже 12,0 В, это уже плохо и свидетельствует о том, что в батарее начались необратимые процессы и в скором времени ее придется менять.

Какой срок эксплуатации у мото-аккумуляторов?

В среднем, порядка трех лет. Конечно же, на этот параметр влияют параметры использования и условия эксплуатации каждой конкретной батареи. Ну и конечно же, срок эксплуатации указывается в инструкции к батарее.

Какую клемму подключать первой при установке аккумулятора на мотоцикл?

Первой подключай положительную клемму (+). При этом убедись, что поблизости нет легковоспламеняющихся веществ, так как подключение может дать искру.

Что будет, если перепутать полярности?

Ничего хорошего: в лучшем случае сгорит предохранитель, в худшем — придется покупать новый аккумулятор.

Почему на старых аккумуляторах образуется какой-то белый налет?

Этот белый налет — ни что иное, как сульфат свинца. Это белое кристаллическое вещество, со временем в которое превращаются свинцовые пластины. Кристаллизация свинца называется сульфатацией.

Что приводит к сульфатации?

Среди основных причин, приводящих к сульфатации, выделим следующие:

  • высокая температура окружающей среды (свыше 40°С);
  • периодические короткие избыточные заряды либо длительный перезаряд АКБ;
  • систематический недозаряд батареи;
  • длительное хранение аккумулятора в разряженном состоянии;
  • большая нагрузка при низкой температуре;
  • глубокий разряд (менее 10,5 В).

Какие меры предпринимать для недопущения сульфатации? 

Прежде всего поддерживай мотоцикл, и, в частности электрооборудование в исправном состоянии. Тогда аккумулятор будет возобновлять запасы энергии, потраченные во время запуска, при движении. Не забывай отсоединять клеммы аккумулятора, если планируешь не ездить продолжительный период времени. В этом случае заряжай батарею специальным зарядным устройством. Ненормальное образование сульфатации можно устранить, давая избыточный заряд на аккумулятор продолжительное время слабым током.

Разряжается ли отсоединенный аккумулятор?

Разряжается. Но — намного медленнее, нежели подключенный.

Почему отличаются размеры аккумуляторов одинаковой емкости?

Размеры аккумуляторов зависят от многих факторов, в том числе, количества и толщины свинцовых пластин, качества материалов и технологии изготовления. Поэтому аккумуляторы одинаковой емкости разных производителей, скорее всего, будут несколько отличаться в размерах.

Как сильно закручивать болты на клеммах аккумулятора?

Закручивай так, чтобы получить надежное их крепление. Слабое крепление вызывает искрообразование, проблемы с запуском двигателя, ускоренный разряд батареи и появление коррозии.

Что представляет собой электролит?

Это — разбавленная серная кислота, поэтому будь предельно внимателен! Используй защитные перчатки и избегай контакта с кожей и особенно глазами.

Как правильно хранить аккумулятор зимой?

Прежде всего, отсоедини его от мотоцикла. Если в твоем гараже температура не падает ниже нуля, достаточно будет несколько раз провести разряд-заряд батареи. Для разряда можешь воспользоваться лампой от фары, а для заряда используй небольшой ток. Это продлит срок службы АКБ и избавит тебя от неприятных сюрпризов при открытии сезона.

Какие меры предосторожности существуют при работе с электролитом?

Электролит — разбавленная серная кислота — опасное и агрессивное вещество. Поэтому при доливке воды, замере плотности, снятии, установке и транспортировке аккумулятора обязательно:

  • надевай защитную одежду — фартук, очки, перчатки и закрытую обувь;
  • при попадании на одежду или тело немедленно промой раствором соды или нашатырным спиртом, после чего тщательно промой водой;
  • при попадании в глаза, тщательно промой холодной чистой водой в течение 10-15 минут, после чего немедленно обратись к врачу;
  • при изготовлении электролита медленно доливай концентрированную кислоту в воду (а не наоборот!), при этом непрерывно помешивая его. В случае заметного нагревания электролита дай ему время остыть. Для переливания используй неметаллические емкости и воронки. Исключение могут составлять лишь свинцовые (со свинцовым покрытием) посудины;
  • не храни кислоту при высоких температурах и избегай попадания на нее прямых солнечных лучей;
  • при заряде обслуживаемых свинцово-кислотных батарей обязательно выкрути все пробки, так как происходит процесс газообразования. иногда они взрываются.

А какие меры предосторожности существуют при работе с АКБ?

В связи с тем, что аккумуляторы, особенно во время зарядки, выделяют взрывоопасный кислород, прими следующие меры безопасности:

  • не кури в непосредственной близости;
  • обеспечь достаточную вентиляцию воздуха в помещении;
  • не допускай искрообразования, короткого замыкания и прочих источников огня;
  • при подключении/отключении проводов обязательно отключи «массу» и поверни ключ зажигания в положение  «Off »  / «Выкл»;
  • при подключении и отключении от аккумулятора выключи зарядное устройство;
  • при отключении аккумулятора первой отключай «массу», при подключении — подключай ее последней.

Что еще полезного можете посоветовать?

  • Газоотводящую трубку в обслуживаемом аккумуляторе выводи наружу мотоцикла и не закрывай ничем, т.к. она служит для вывода образующихся газов во время эксплуатации;
  • можно поместить батарею в пластмассовый или резиновый отсек, высота которого немного больше аккумулятора.  Тогда кислота не попадет на раму;
  • для защиты клемм от окисления можешь смазать их солидолом.