Опубликовано

«Нет!» сомнительным контактам! Выбор бесконтактной системы зажигания для оппозита

Система зажигания, если вдруг ты еще не в курсе, предназначена, как следует из названия, для воспламенения горючей смеси в цилиндрах двигателя при помощи электрической искры высокого напряжения. Изначально на мотоциклы Ирбитского мотозавода в качестве сисемы зажигания устанавливался прерыватель-распределитель с ручной установкой угла опережения зажигания. Но уже в конце 50-х годов минувшего столетия он уступил место более прогрессивной на то время системе — с центробежным автоматом опережения зажигания.

Безусловно, механическое зажигание имеет ряд существенных недостатков. Главный среди которых — существенный механический износ автомата. Из-за неравномерного вращения распредвала, на который периодически воздействуют клапанные пружины, выходят из строя торированные пружины грузиков автомата. Кроме того, систематически подгорают контакты, причем в процессе изменяется зазор между ними. Вследствие чего изменяется сопротивление в первичной обмотке. Неизбежно появление маслянистой пленки.

Эти факторы приводят к уменьшению величины импульсного тока в первичной обмотке катушки зажигания. При этом нарушается характеристика угла опережения зажигания.

Именно в целях борьбы с данными существенными недостатками  в середине 80-х на ИМЗ внедрили бесконтактную систему зажигания (БСЗ) тюменского завода ТАТЭ. Новое зажигание, безусловно, улучшило технико-эксплуатационные характеристики мотоцикла. Работа двигателя стала устойчивее за счет уменьшения асинхронности в искрообразовании. Характеристика опережения момента искрообразования во времени стабилизировалась.Как следствие — улучшился запуск двигателя.

В систему бесконтактного зажигания входит магнитно-электрический датчик с ротором и электронный коммутатор, к которому подключена катушка зажигания. Однако же низкое качество тюменского изделия (процент брака катастрофически приближался к 50) повлекло отказ ИМЗ от комплектации этим БСЗ. В середине 90-х был заключен договор с другим поставщиком — АОЗ «СОАТЭ», г. Старый Оскол. С тех пор и до наших дней ирбитские оппозиты комплектуются именно этой системой. Но все же конструкция, хоть и приличным качеством изготовления, и с приличными характеристиками опережения зажигания, как любая другая, имеет и недостатки. В данном случае — это сложность регулировки на токсичность и неизменяемая характеристика опережения зажигания.

Наиболее же совершенной из отечественных на сегодняшний день является екатеринбургская система НПФ АТИ-НПО «Автоматика». Для мотоциклов семейства «Урал» компания специально разработала микропроцессорную систему зажигания. И с 1999 года успешно проводит испытания и адаптацию своего изделия в лабораториях главного конструктора ИМЗ.

В состав системы входит микропроцессорный блок с датчиком Холла, к которому подсоединена специальная катушка (хотя, в принципе, эта МСЗ способна работать с любой катушкой). Чтобы установить начальный момент зажигания, на корпусе электронного блока находится светодиод. А для коррекции угла опережения в зависимости от качества топлива, на основании корпуса блока и переходной втулке выполнены специальные риски.

При запуске двигателя вращающийся ротор периодически перекрывает магнитный поток, идущий от датчика Холла. На выходе датчика образуются управляющие импульсы, имеющие частоту, равную частоте вращения распредвала. Затем они поступают во вход блока микропроцессора. В блоке проводится замер скорости вращения вала, на основе которого производится расчет оптимального угла опережения угла зажигания для данной скорости.

При повороте коленчатого вала на вычисленный угол, закрывается выходной транзистор. Это обеспечивает прерывание тока и изменение магнитного потока в первичной обмотке катушки зажигания. В свою очередь, изменение магнитного потока создает во вторичной обмотке импульс высокого напряжения, который и передается на свечи зажигания.

Это и есть основной принцип работы микропроцессорной системы зажигания. А екатеринбургское изделие (если, конечно же, тебя не угораздит приобрести подделку) славится своей надежностью, достойным качеством сборки и простотой в изготовлении. К том же, при всем этом существует возможность для каждого вида двигателя (от 650 до 750 кубиков с разными степенями сжатия)  задать собственную, заранее сформированную характеристику угла опережения зажигания. Это обеспечивает стабильность работы двигателей, обеспечивает улучшенный запуск при низких температурах, снижает токсичность выхлопных газов, и, что немаловажно, расход топлива.