Чопперный топливный бак. История эволюции или эволюция истории

В далеких 60-х, когда кастомайзинг только начинал зарождаться как искусство, балом правил стандартный бак типа Fat Bob. Однако с появлением нового стиля облегченных чопперов он уже не так вязался с обликом символа свободы, протеста и бунтарства. Поэтому перфекционистские американские руки владельцев взялись ваять нечто более подходящее и соответствующее. Причем подходящее и соответствующее совсем не обязательно изготавливалось «с нуля». Бывало, в ход шли баки от других моделей мотоциклов, и даже (о, ужас!) мопедов.Американские байкеры, всегда славившиеся тягой к индивидуализму и эксклюзивности (к тому же, подстегнутые не вполне легальным допингом), творили баки, не всегда поддающиеся членораздельному описанию. Многие из них забыты и могут встретиться только в старом американском гараже, лишь из жалости не выброшенные хозяином.

Но некоторые, тем не менее, были вполне удачными и вошли в моду. Более того, сегодня нет-нет, а на какой-нибудь выставке обязательно промелькнет аппарат, силуэт бака которого пришел в голову именно далекому байкеру полувековой давности. Впрочем, предлагаем остановиться на них более детально.

Называется такое чудо — Coffin Gas Tank. Появление его в мире кастомайзинга датируется концом 60-х — началом 70-х годов минувшего века. По всей видимости, это первая попытка выделить свой чоппер из толпы себе подобных. Изготавливались Coffin’ы в то время путем вырезки туннеля из бака Sportster и привариванием вокруг его контура листовой стали с очертаниями гроба. Байкеры, как уже не раз замечалось, народ — обожающий «смертную» символику и атрибутику, на счет раз подхватили идею и сделали Coffin хитом. Связано это было не в последнюю очередь с легкостью и необременительностью такого бака в изготовлении. Впоследствии неоднократно изготавливался из пластика, что, безусловно, противоречит самому понятию чопперного бака. Закат этого вида баков приходится на середину 80-х, однако же, подчеркнем, что единичные случаи (особенно в стиле старой школы) всплывают и по сей день. Размеры и габариты вида не поддаются никакой стандартизации и каждый кастомайзер клепает их, что называется, на свой вкус.

Mustang Gas Tank. Название свое получил вовсе не от американского мускул-кара компании Ford, а от одноименного мопеда. После того, как мопеды прекратили свое существование, находить подобные становилось все труднее. этим не преминули воспользоваться сторонние компании, наладившие серийное производство. Mustang может иметь одну или две заливные горловины, а кроме того, различаются еще и посадкой на раме: если Low Tunel практически лежит на раме нижней плоскостью, то в High Tunel рама проходит практически посередине. Объем Mustang’ов обычно колеблется в пределах 3,5-4 американских галлонов, что приблизительно соответствует 13-15 родным литрам.

Самый крохотный из семейства чопперных баков. Исключительно с одной крышкой. Немного напоминает предыдущий Mustang, однако же имеет чуть более шарообразную форму. В оригинале производился как аксессуар к спидвейным мотоциклам, и лишь впоследствии, с легкой руки американских гонщиков стал устанавливаться на дорожные аппараты. Кстати, называется такая кроха — Peanut Gas Tank и вмещает обычно 1,5-2 галлона топлива (5-8л).

Стандартный «Харлеевский» бак, состоящий из двух половинок, с обязательной приборной панелью сверху и двумя заливными горловинами, по сложившейся традиции называется Fat Bob. Является одним из двух родоначальников для тюнинговых баков. Изначально объем «Толстого Боба» составлял 3,5 галлона. Сейчас же вполне реально найти и баки вдвое большей емкости. Различаются они годами выпуска, моделями и способами крепления к раме.

Sportster — второй из родоначальников. Впервые появился на малолитражной  модели Harley-Davidson Hummer, откуда без каких-либо изменений «пересел» на ставший более популярным Sportster. Иногда уменьшительно-ласкательно зовется Sporty. Стандартный бак — емкостью 2,25 галлона. Безусловно, существует множество модификаций бака от альтернативных производителей. Самое существенное отличие — в ширине, и, как следовательно, в объеме. Последний может достигать трех с половиной галлонов.

Рождение бака Hawler совпадает с золотым веком чопперостроения — концом 60-х — началом 70-х. Появлением своим обязан одной из альтернативных компаний, пытавшейся построить Sporty, и решившей по причине скудного бюджета заменить округлости оригинала угловатыми гранями. Кому-то это показалось круто, и баки начали устанавливать на свои чопперы все чаще…

А желание увеличить многострадальный Sportster в объеме привело к появлению бака под названием Frisco. Туннель из этого девайся вырезается и заваривается. Крепится он плоским дном прямиком на раму, из-за чего становился под углом. Кроме того, вытянутые рамы чопперов дополнительно увеличивала угол его наклона. Кастомайзеры довольно часто вынуждены были переносить отверстие бензопровода в нижний край бака, а горловину — в верхний. С самого рождения этот экземпляр получил популярность с славном городе Сан-Франциско, из-за чего и получил свое название.

В конце 70-х появляется еще одна одна разновидность топливных баков — Diamond. Так же, как и Coffin, он изготавливается из листовой стали. Форма его, как ясно из названия, напоминает ограненный бриллиант. Эта «драгоценность» продержалась в моде среди байкеров до самой середины 80-х, хотя в основном баки такой формы устанавливались на диггеры. Объемы и размеры не имеют никаких стандартов и определяются только вкусами и возможностями владельцев.

«Бриллиантовой» разновидностью является бак Prism. Отличается от предыдущего только меньшим количеством граней. Появление и популярность подобных баков абсолютно аналогичны бакам типа Diamond. Снова же, габариты и вместительность определяется лишь замыслами создателей.

Топливные баки с вытянутой задней частью так и называются — Stretched Gas Tanks. Появление подобных баков является плодами попыток увеличить объем без его расширения. А с конца 80-х мода на длинные баки настигла и баки широкие. Такие баки очень полюбились известным кастомайзерам вроде Арлена Несса и Рона Симса. Возможно, именно поэтому большинство более хардкорных кастомайзеров считали подобные варианты чистой воды пижонством. Особенностью этого вида баков является главным образом цена, которая нередко намного превышает цену «обычного» топливного бака чоппера. Бытует мнение, что растянутые баки не соответствуют самой концепции чопперостроения, однако, нельзя отрицать — иногда встречаются весьма интересные образцы.

Чтобы изготовить AxBob&Porkster, американские кастомайзеры из серийного Fat Bob вырезали две внутренние части под необходимым углом (нередко — в целях экономии) и сваривали две половины вместе. К раме такой бак крепится, да простит читатель подобное сравнение, как яйцо к ровной поверхности. Объем и количество заливных горловин такого бака зависит только от того, каким образом был раскроен Fat Bob. Сегодня альтернативные производители предлагают подобные образцы вместительностью от 2 до 3 галлонов. Впрочем, изредка встречаются и самодельные «поркстеры».

QuickBob — Fat Bob без приборной панели, место под которую зачастую просто-напросто заварено, и образующее, таким образом, сплошную поверхность.

Существуют и более экзотические виды топливных баков чопперов, но мы остановились лишь на самых распространенных из них.