Передняя подвеска: рычаги, телескопы

Наши дороги, к сожалению, далеки от идеальных. Впрочем, не наши — тоже далеки. Иначе необходимость в подвеске мотоциклов отпала бы сама по себе. Впрочем, для некоторых особо аскетичных байкеров она-таки отпала. Но в основном своем большинстве байкеры — народ, ценящий комфорт. И поэтому подвеску все же используют.

Как нетрудно догадаться, предназначена подвеска для гашения нагрузок, поступающих от неровностей дорожного покрытия и для обеспечения плавности хода. Для этого используют упругие элементы вроде спиральных пружин, рессор, торсионных валов и прочих приспособлений.

Но — этого явно мало. Ведь при использовании вышеперечисленных механизмов при наезде на неровности байк будет раскачиваться относительно долгое время. В связи с этим необходимо использование гасителей таких колебаний — амортизаторы.

Предлагаем тебе небольшой обзор различных типов вилок, их достоинств и недостатков.

Итак, наиболее распространенная у нас — glade — телескопическая вилка, она же — «телескоп». На серийных машинах она появилась в конце 40-х, вскоре после окончания второй мировой войны. Популярность среди байкеров данная конструкция завоевала благодаря высокой пригодности к тюнингу малой кровью. Для увеличения длины таких вилок достаточно соответствующим образом обработать трубы (перья) и заменить ими старые. При необходимости — удлинить несколько проводов.

При ощутимом увеличении длины (более 15-20 см) рекомендуется устанавливать дополнительную траверсу, расположенную выше максимальной точки хода вилки. Это позволит увеличить прочность вилки на скручивание, что отразится на управляемости чоппера при торможении или вхождении в поворот.

Из недостатков стоит отметить, что телескопические вилки теряют эффективность работы при расположении под углом более 45°. Хотя, при соблюдении определенных пропорций (о них — в одной из следующих статей) телескопические вилки продолжают качественно справляться со своими задачами под наклоном 50 и более градусов!

К подвиду телескопических вилок можно отнести телескопическую вилку перевернутого типа, так называемый «перевертыш». Еще недавно они были прерогативой исключительно спортбайков. Однако же, теперь их часто используют для строительства power-круизеров и дрэгстеров.

Короткорычажная вилка (springer) была характерной для мотоциклов марки H-D 1906-1949 годов выпуска. Обладает замечательной прочностью, работают при любом угле наклона и с неровностями справляются получше «телескопов».

Однако, очень тщательно нужно следить за нижними шарнирами: они постоянно должны быть отлично смазаны и затянуты. При их износе байк становится расхлябанным, отчего управляемость катастрофически падает.

Girder — вилка параллелограммного типа. До начала Второй мировой считалась стандартной для всех европейских мотоциклов. данная конструкция была весьма популярной на чопперах. Иногда дополнительно устанавливались фрикционные демпферы. Конструктивная особенность этого типа вилок заключается в большом количестве рычагов соединения. Что делает процедуру их частой проверки обязательной.

Напоследок упомянем о дополнительной траверсе (fork brace, tweek bar), увеличивающей жесткость вилки. Место ее установки — над верхней точкой рабочего хода телескопической вилки.

Конечно, это далеко не все типы передних подвесок, используемых в чопперостроении, но — наиболее распространенные. О более экзотических видах мы обязательно расскажем в следующих статьях.