Не звенит! Регулировка клапанов собственными силами

О важности такой операции по регулировке клапанов долго рассказывать, пожалуй, не стоит. Неправильный зазор в приводе клапанов приводит к неустойчивой работе двигателя. Если вдобавок еще и зажигание выставлено неправильно, установлены не предназначенные для двигателя свечи,  неверно отрегулированы карбюраторы — вполне вероятно, байк совсем откажется заводиться.Регулировку клапанов следует проводить согласно инструкции по эксплуатации твоего мотоцикла или же сразу, как только при прогретом двигателе услышишь звонкий стук в районе головки цилиндра или же при падении мощности и хлопках в карбюраторе. В первом случае, это сигнал о том, что зазор слишком велик, во втором, соответственно, слишком мал.

Теперь немного теории. Чтобы клапан герметично садился в седло, необходимо, чтоб в момент, когда кулачок распредвала не воздействует на толкатель, необходимо существование определенного зазора между клапаном и деталями привода.

В случае, ежели такого зазора нет, клапан упирается в привод, не садится в седло, и следовательно, не обеспечивает герметичности.

Когда же зазор, наоборот, слишком велик, это приводит к позднему открытию клапанов. Чем грозит такое явление, мы рассказали в первом абзаце.

Ну а теперь, от теории — к практике. Регулировку клапанов проводят исключительно на холодном двигателе. Если двигатель твоего мотоцикла нижнеклапанный (например, М-72, К-750, Днепр-12 или МВ-750), зазор при прогреве двигателя уменьшается. Если ты обладатель мотоцикла с верхнеклапанным двигателем (современные Уралы и Днепры), учти, что при прогреве зазоры увеличиваются. Именно поэтому при регулировке нижнеклапанным двигателям назначается больший зазор, а верхнеклапанным — меньший.

Теперь же перейдем непосредственно к регулировке. Если у тебя М-72, К-750, МВ-750 или Днепр-12, то как говорят в Одессе, читай сюда.

— отверни винт 9 (рис. 1) и сними крышку 10 вместе с уплотнительной прокладкой;

— проворачивай коленвал до закрытия впускного клапана;

— ослабь контргайку 5 регулировочного болта толкателя стержня0выпускного клапана;

— вкручивая или выкручивая регулировочный болт 11 толкателя 7, установи зазор между ним и стержнем клапана зазор в 0,1 мм. Само собой,  величина зазора измеряется с помощью щупа;

— окончательно выставив зазор, законтри контргайку 5, удерживая при этом регулировочный болт 11 ключом. После этого еще раз проверь зазор.

Чтобы отрегулировать зазор впускного клапана, проворачивай коленвал до момента начала подъема выпускного клапана. Сам зазор регулируется аналогично вышеописанным способом. После проведенных манипуляций закрой клапанную коробку крышкой 10 с прокладкой 8, и надежно закрепи винт крепления 9 с помощью отвертки.

Если же твой чоппер на базе двигателя Днепр МТ 9, МТ 10, МТ 10-36 и т.п, то регулировка клапанов производится следующим образом.

Прежде всего, при проверке либо либо регулировке зазора, под головки цилиндра поставь какую-либо емкость. Только после этого сними головки цилиндров и слей накопившееся в них масло. Установи поршень в верхней мертвой точке такта сжатия. Для этого поверни коленвал таким образом, чтобы метка «В» на маховике, совпала с меткой на картере. Наблюдать за этим удобно через смотровое окошко, естественно, при снятой резиновой крышке. Впускной и выпускной клапана в этом положении находятся в полностью закрытом положении. При этом их коромысла должны вполне свободно качаться на своих осях. Теперь с помощью плоского щупа можно легко проверить величину зазора между между клапанами и их коромыслами.

Зазор на выпускном клапане должен быть равен 0,1±0,01 мм;

на впускном — 0,07±0,01 мм.

Если зазор не соответствует указанным величинам, ослабь контргайку 1 (рис.2) и, вращая регулировочный болт 2, установи необходимый зазор, после чего затяни контргайку обратно. Чтобы отрегулировать зазоры во втором цилиндре, поверни коленчатый вал на 360˚ и повтори вышеописанную процедуру еще раз.

На современных «Уралах» (М-67, ИМЗ-8.103 и прочих) существует по крайней мере два способа регулировки клапанов.

Однако, тут, прежде всего, необходимо отметить один момент. Зазор между стержнем клапана и регулировочным винтом на холодном двигателе «Урала» должен составлять 0,05 мм. При этом сами регулировочные винты должны быть без забитых граней и обязательно законтрены.

Итак, способ первый:

— подставь под головки цилиндров какие-либо емкости, после чего сними крышки и слей в емкости накопившееся там масло;

— проворачивая коленвал рычагом кик-стартера до начала закрытия впускного клапана, отрегулируй зазор выпускного клапана;

— аналогично, в положении до начала открытия выпускного клапана отрегулируй зазор для впускного.

Второй способ регулировки клапанов выглядит примерно так:

— установи поршень одного из цилиндров в ВМТ такта сжатия. Верхняя мертвая точка определяется по риске на маховике, а такт сжатия — по закрытому положению обоих клапанов. При этом у противоположного цилиндра один клапан будет открыт;

— щупом проверь зазор между стержнем клапана и коромыслом. Если он не равен 0,05 мм, ослабь контргайку и отрегулируй зазор регулировочным болтом;

— после регулировки зазоров в первом цилиндре, проверни коленвал на  360˚и повтори вышеописанные манипуляции на втором цилиндре.

Если все выполнено верно и точно, звонкую песню клапанов ты не услышишь довольно долго. Надеемся, ты будешь этим особо расстроен.

4 Replies to “Не звенит! Регулировка клапанов собственными силами”

  1. Да уж… Жизнь – как вождение велосипеда. Чтобы сохранить равновесие, ты должен двигаться.

    1. Краткость, конечно, — сестра таланта, но что же тут лишнее?

Comments are closed.