Опубликовано

Синхронизация системы зажигания оппозита

От чего зависит успех синхронизации работы цилиндров? От опыта и навыков механика, осуществляющего процесс? Или от качества обработки деталей и узлов, обеспечивающих процессы газораспределения, смесе- и газообразования? Скорее всего, от обоих факторов.

Если твои попытки качественно произвести регулировку работы цилиндров не увенчались успехом, несмотря на советы авторитетных изданий вроде «За рулем», «Мото» или «Руководству по обслуживанию мотоциклов «Днепр», «Урал»», если на холостых оборотах двигатель оппозита работает с толчками, пульсируя с ритмичным подвыванием, пропадающем при увеличении оборотов; если левый цилиндр при закороченной правой свече работает нормально, а правый при закороченной левой глохнет; если было проверено все — тросы управления, клапаны, карбюраторы, свечи, шестерни привода газораспределения — обязательно читай дальше!

Некоторые кулибины в таких случаях просто существенно обогащают смесь в правом карбюраторе, либо обедняют в левом. Что регулировкой назвать, согласись, язык не поворачивается.

Виной подобным явлениям — «высочайшего качества изготовления» кулачки. Но тебе вовсе необязательно до сотых долей миллиметра измерять каждый в поисках подходящего. Мы поступим по-другому.

Предположим, правый цилиндр плохо работает из-за смещенной правой кромки кулачка, размыкающего прерыватель. Для проверки этой идеи придется изготовить пару спец-болтов, установочный диск-калибр и планку-указатель.

Теперь, проведя подготовительные операции перед регулировкой зажигания оппозитов (подбор одинаковых свечей зажигания, проверка высоковольтных проводов и компрессии, регулировка клапанов и пр.), можно смело приступать непосредственно к процессу проверки и регулировки синхронности искрообразования в цилиндрах.

Для этого отверни штатный болт М16х6, который крепит кулачок, и до конца регулировки оставь его в покое. На его место поставь и как следует затяни спец-болт М6, на выступающую верхнюю часть которого через две гайки с аналогичной резьбой установи круглый диск-калибр диаметром 110 мм, предварительно изготовленный из тонкого текстолита или гетинакса, с любым способом нанесенными точно через центр его вращения линиями или рисками.

Точно такой же спец-болт, но с другой стороны заверни в отверстие М6 силуминовой крышки блока зажигания и законтри его гайкой. На свободный конец этого болта установи планку-указатель, которая изготовлена из тонкого листа жести или латуни, с нанесенной на ней риской или линией.

Совмести планку-указатель с уровнем установки диска-калибра. Теперь всем известным способом установи момент опережения зажигания на одном из цилиндров (в качестве индикатора применяй лампочку).

В этом зафиксированном положении кулачка и распредвала аккуратно закрепи двумя гайками М6 диск-калибр, одновременно совмещая риску или линию на нем с риской планки-указателя.

Теперь кик-стартером аккуратно проверни коленвал на 3600. Не доводя риску диска калибра примерно на 20-300 до планки-указателя, внимательно следи за реакцией лампочки-индикатора, которая фиксирует момент зажигания во втором цилиндре.

Если в двигателе твоего оппозита установлен кулачок, изготовленный на заводе без отклонения в геометрии его поверхности, то моменты зажигания на левом и правом цилиндрах практически совпадут, на что укажет лампочка, вспыхнувшая в момент совпадения рисок диска-калибра и планки-указателя.

Если же на двигателе окажется кулачок, подобный установленному на моем мотоцикле, то разброс в моментах зажигания левого и правого цилиндров окажется невероятно большим — почти 40, и ожидать нормальной, без подвывания, работы такого двигателя можно лишь во сне.

Теперь же, благодаря описанному приспособлению, можно легко узнать причину ненормального, несинхронного искрообразования в цилиндрах и, естественно, устранить ее. Для специалиста не составит большого труда убрать дефект в геометрии рабочей кромки кулачка и уменьшить разброс в моментах искрообразования в цилиндрах двигателя хотя бы до 1-1,50. Рекомендуем «вогнать» его в более жесткий предел — 0,50.

После описанных работ двигатель оппозита становится неузнаваем: заводиться начинает с одной попытки, на холостых оборотах исчезло подвывание, значительно уменьшились вибрация, исчез металлический звон шестерен газораспределения, общая работа двигателя стала четкой и ровной. На ходу мотоцикл стал резвее и послушнее. По субъективной оценке на четвертой передаче по ровному участку дороги и при среднем встречном ветре двигатель отлично тянет на всех диапазонах скоростей от 35 км/ч и выше. Работа двигателя на холостых оборотах как с начала набора рабочей температуры (при прогреве), так и после выхода на рабочий (эксплуатационный) режим практически не меняется, что для двигателя с воздушным охлаждением очень важно.