Рама для чоппера

«Дом хорош настолько, насколько хорош его фундамент». Если ты согласен с этим утверждением, то согласишься и с тем, что чоппер хорош настолько, насколько хороша его рама. Причем, она не просто должна быть качественно изготовлена (кстати, подробнее о тюнинге отечественных рам ты можешь прочесть здесь, а скачать фильм о создании рамы «с нуля» — здесь), но и вписываться в общий стиль.

Поэтому предлагаем рассмотреть основные типы рам чопперов и основные их компоненты. Для примера возьмем раму типа Softail.

A: Скрытые регуляторы оси. Стальные пластины, изготовленные для установки задней оси, настраиваются винтом с внутренним шестигранником.
B: Маятник (обведен красным). Задняя часть рамы, используемая для установки заднего колеса. Маятник закреплен на раме, на поворотной оси. Система подвески, закрепленная болтами между рамой и маятником, используется для амортизации и ограничения перемещения маятника.
C: Боковые пластины. Куски холоднокатаной стали, обработанные для точного крепления поворотной оси. Пластины (две) привариваются к трубам поперечины сверху и к нижним дугам снизу.
D: Поворотная ось. Из твердой стали, круглого проката (например, 35 ХГСА), закрепляется на боковых пластинах и обеспечивает точку вращения для маятника.
E: Плита под трансмиссию. Обработанная толстолистовая сталь, к которой прикручивается болтами трансмиссия. Эта плита может быть соединена болтами или привариваться к раме.
F: Масляный бак. Бак из листового металла, в котором находится масло для системы смазки двигателя. (V-Twin требует обильной смазки)
G: Центральная стойка. Труба, приваренная между основой и поперечной распоркой, чтобы прибавить жесткость раме.
H: Трубы поперечины. Изогнутые трубы, создающие пространство для сидения. Они привариваются к верхней трубе спереди и к боковым пластинам сзади.
I: Зажим сидения. Небольшой кронштейн, используемый для закрепления передней части сидения.
J: Верхний кронштейн крепления двигателя. Тяжелая стальная скоба, приваренная к нижней части основания для крепления V-Twin’a.
K: Площадки крепления двигателя. Две стальные плиты, позволяющие закрепить двигатель в передней и центральной части рамы, используя стандартный крепеж двигателя.
L: Наугольник рулевой колонки. Кусок полосовой стали приваренный к основанию цапфы, нижним дугам и трубе наугольника рулевой колонки. Он используется для добавления прочности этой критической области рамы за счет перераспределения давления и нагрузки по большей поверхности.
M: Нижние дуги. Нижние дуги (здесь их две) привариваются к корпусу цапфы спереди и к боковым пластинам сзади. Вертикальные части иногда называются нисходящими трубами.
N: Переходники органов управления. Выступы с резьбовыми отверстиями, которые используются для установки органов управления (тормоз, рычаг КПП).
O: Труба наугольника рулевой колонки. Деталь усиления рамы, которая связывает нижние дуги и основание. Увеличивает жесткость рамы в районе рулевой колонки и служит для крепления наугольника.
P: Крепление топливного бака: Плоская стальная полоса для крепления топливного бака к раме.
Q: Рулевая колонка. Обработанный кусок стальной трубы с установленными в него подшипниками или обоймами подшипников для крепления руля.
S: Верхняя труба/основание. Часть рамы между рулевой колонкой и трубами поперечины.

Теперь перейдем непосредственно к типам рам чопперов:

Hardtail — самый простой, а следовательно, и самый надежный и дешевый в изготовлении тип чопперных рам. Отличительная особенность хардтейла — отсутствие маятника. Заднее колесо жестко зафиксировано в раме и не двигается относительно нее. Все амортизирующие функции выполняет покрышка колеса, седло и… гм, пятая точка байкера. Именно поэтому на чопперах с «сухой» рамой седла частенько подпружиненны.

Строятся хардтейлы, как правило, под определенные параметры чоппера. Тюнингу рамы этого типа подвергаются весьма неохотно, поэтому перед постройкой рамы окончательно определись с обликом и расположением всех деталей будущего кастома.

Softail. Иногда внешность обманчива, и это именно тот случай. Этот вид рамы очень напоминает столь любимый американцами «сухарь», однако же не является им. Каждый софтейл имеет маятник, который с помощью амортизатора гасит вибрации и вертикальные перемещения заднего катка. Амортизатор(ы) могут располагаться либо под пластиной трансмиссии, либо прямо под седлом байкера. В первом случае применяются амортизаторы обратного действия, во втором — самые обыкновенные.

Рамы Softail пользуются огромной популярностью во всем мире. Еще бы, ничем не прикрытое заднее колесо выглядит весьма эффектно. Однако же сложность изготовления таких рам влияет на цену лучшим образом. Рамы типа Softail обычно — самые дорогие.

Rubber Mount. Несмотря на столь малоизвестное название, рамы такого типа — одни из старейших. Именно рамами типа Rubber Mount могут похвастаться отечественные «Днепры» и «Уралы». Как бы там ни было, однако же рамы этого типа считаются самыми комфортабельными. Гашение вибраций приходится на два амортизатора, размер которых практически не ограничен. Расположены они, в отличие от софтейла, не внутри рамы, а по бокам маятника. Некоторые оценивают это как положительный момент, некоторые — как существенный недостаток. На вкус и цвет, как говорится…

Из прочих немаловажных достоинств данного типа рам можно отметить ее непритязательность и готовность к тюнингу, что неоднократно подтверждено отечественными кастомайзерами.  Относительная независимость маятника от непосредственно рамы позволяет придавать ей порой весьма экстравагантные очертания и силуэт.

Сейчас мы описали лишь три наиболее часто используемых типа рам. Конечно, в мире кастомайзинга используются и гораздо более неординарные рамы. К примеру, рамы с консольным вкреплением колес, или рамы используемые для бесступичных колес «хаблессов». Но им мы уделим внимание как-нибудь в другой раз.